Kreator — немецкая трэш-метал-группа, основанная в 1982 году в Эссене. Название группы происходит от лат. create — «создавать», «творец», а также от имени демона в древненемецкой мифологии. В 1980-х годах группа приложила много усилий к распространению трэш-метала, а также повлияла своим творчеством на становление стиля дэт-метал. Kreator хорошо известен за границей, наряду с такими немецкими коллективами, как Destruction и Sodom.
Группа образовалась в 1982 году в городе Эссен, Германия. Трое школьных друзей Миланд «Милле» Петроцца, Роберто «Роб» Фиоретти и Юрген «Вентор» Рейл решили собираться вместе, чтобы играть полюбившуюся тогда всем троим музыку NWOBHM и группы Venom. Петроцца играл на гитаре, Фиоретти на бас-гитаре, а Рейл на барабанах. Результатом встреч стало то, что ребята всерьёз решили попробовать создать небольшую музыкальную группу. Год начинающий коллектив был занят поисками дополнительных музыкантов и выбором названия (одним из самых вероятных вариантов могло быть Metal Militia). Так никого и не найдя, в 1983 году они решили, что основным вокалистом группы станет Юрген Рейл. Оставшись втроём, музыканты выбрали окончательное название — Tormentor, под которым выпустили две демозаписи Blitzkrieg (1983) и «End Of The World» (1984).
Последней заинтересовалась берлинская студия Noіse, с которой в 1985 году был подписан договор. К этому моменту группа под именем Tormentor уже существовала, поэтому было решено сменить название на Kreator, которое, к тому же, показалось музыкантам более оригинальным. Уже вскоре, в том же году, группа выпустила свой дебютный альбом «Endless Pain» (русск. «Бесконечная боль»), который был записан за 10 дней. Этот альбом стал первым широко известным трэшевым альбомом, выпущенным в ФРГ, композиция «Flag of Hate» стала первым хитом Kreator, а уже через несколько месяцев команда впервые попала в телеэфир.
Путь к славе. Pleasure To Kill, Terrible Certainty (1986—1988)
В 1986 году был записан и издан второй альбом группы, «Pleasure to Kill» (русск. «Удовольствие убивать»). Вокальные партии на этот раз музыканты поделили между собой: три песни исполнил Вентор, пять — Петроцца. Альбом продюсировал знаменитый в то время Харрис Джонс, работавший с такими коллективами, как Helloween, Voivod, Sodom, Deathrow, Tankard и др. «Pleasure to Kill» продемонстрировал серьёзно возросший уровень музыкантов в техническом и музыкальном плане. Эта пластинка по сей день считается одной из самых тяжёлых и быстрых трэш-альбомов в истории, повлияв на формирование стиля многих будущих дэт-метал групп, а сама группа стала одним из самых многообещающих музыкальных проектов европейской метал-сцены. После выпуска альбома, группа начала своё самое первое турне (до выпуска «Pleasure to Kill» у Kreator в активе было всего-навсего 5 выступлений). Kreator нуждались во втором гитаристе и для участия в концертах пригласила Михаэля Вульфа из Sodom. Вульф играл в Kreator совсем немного, и на смену ему пришёл другой гитарист Йорг "Триц" Тржебъятовски. Объехав Германию с группами Destruction и Rage, команда совершила круиз по Англии вместе с Celtic Frost, а также посетила США и Канаду. Год музыканты завершили выпуском миньона «Flag Of Hate», содержащего новую версию заглавной композиции, впервые появившейся на «Endless Pain», здесь зазвучавшую ещё злее и агрессивнее, а также два новых трека.
В 1987 году Kreator выпускают альбом «Terrible Certainty» (русск. «Кошмарный факт»). Песня «Behind The Mirror» стала следующим хитом группы. На песню «Toxic Trace» был снят первый клип, открывший группе дорогу на MTV. Это способствовало значительному увеличению продаж альбома. Популярность музыкантов продолжала расти. Группа отправилась с гастролями по Соединённым Штатам, а также выступала в Канаде вместе с Voivod. «Terrible Certainty» разошёлся в количестве 100 тысяч экземпляров, что очень много для команды подобного профиля. После второго турне по ФРГ Kreator стали пользоваться популярностью и в Англии, куда вскоре отправились с гастролями. Команда выступала в клубах и получила отличные рецензии в музыкальной прессе. В 1988 году Kreator удалось собрать достаточно средств и профинансировать выпуск ещё одного миньона «Out of the Dark… Into the Light» (русск. «Из тьмы… На свет»). Часть материала была записана в студии, часть — концертные выступления.
Мировое признание. Extreme Aggression, Coma Of Souls (1989—1991)
В 1989 году вышел альбом «Extreme Aggression» (русск. «Экстремальная агрессия»). Этот альбом был записан в Лос-Анджелесе на студии Music Grinder продюсером Рэнди Бернсом (Megadeth). Пластинка стала переломным этапом в истории группы, которая приобрела всемирную известность. Песня «Betrayer», клип на которую был снят на руинах Греческого Акрополиса, стала MTV-хитом и долгое время звучала в программе MTV Headbangers Ball. Некоторые критики обвинили группу в излишней «чистоте» звука, но это не поколебало репутацию Kreator. Команда отправились в большой тур по Европе с группой Raven. Вслед за европейскими гастролями группу покинул Триц, на смену которому пришёл Фрэнк «Blackfire» Годжик из Sodom. C новым гитаристом Kreator поехали с гастролями в США.
В начале 1990 года группа выступала на теперь уже легендарном трэш-фестивале в восточном Берлине вместе с группами Tankard, Coroner и Sabbat, который был посвящён сносу ненавистной немцам стены. На концерте присутствовало свыше 6000 зрителей. Это шоу, запечатлённое на плёнку, стало первым видеорелизом группы, вышедшим в этом же году под названием «Live in East Berlin» на VHS. А летом, уже в западном Берлине, Kreator приступили к записи очередного альбома, позже отправившись в Эссен на встречу с Бернсом, который прослушал новый материал. После чего, для окончательной доработки, музыканты снова поехали в Лос-Анджелес. Альбом под названием «Coma of Souls» (русск. «Кома душ») вышел в конце 1990 года. Фрэнк Годжик полностью оправдал возлагавшиеся на него надежды — его гитара органично вписалась в единый инструментальный ансамбль. Kreator остались верны своему стилю, подтвердив репутацию одной из ведущих трэш-групп. На песню «People Of The Lie» был снят клип. Музыканты провели успешный тур по США вместе с группой Morgoth, после чего взяли короткий отдых, во время которого Милле Петроцца помог группе Protector записать их очередной альбом.
Начало «эпохи экспериментов». Renewal (1992—1993)
В начале 1990-х на фоне падения интереса к металу, и трэшу в частности, многие коллективы, играющие в этом стиле, стали уходить от своего классического стиля и начали экспериментировать со звучанием. Не избежал этого и Kreator. 1992 год группа начала с успешного тура по Южной Америке, после чего выпустила свой шестой полноформатный альбом «Renewal» (русск. «Обновление»), спродюсированный Томом Моррисом, на котором были использованы элементы индастриала. В песнях впервые были использованы клавишные, а Милле Петроцца сменил стиль пения, попробовав более чистый вокал. Этот альбом вызвал много критики и раскол в рядах фанатов. Одни обвиняли команду в отходе от трэшевой бескомпромиссной стилистики, других, наоборот, вполне устраивало новое, слегка экспериментальное звучание Kreator. На песню «Renewal» в Израиле в одной из пустынь был снят клип. После релиза музыканты отправились в мировой тур, в ходе которого впервые приехали в Россию, отыграв концерт в Москве. После Австралийской части турне, группу покинул один из её основателей — басист Роб Фиоретти, объяснив причину ухода желанием проводить больше времени с семьёй. Ему на смену пришёл Андреас Герц.
Cause For Conflict (1994—1996)
Герц пробыл в команде всего два года и не участвовал ни в одном официальном релизе группы, в 1994 году его заменил Кристиан «Speesy» Гизлер, который и по сей день является басистом Kreator. В том же году из группы ушёл ещё один её основатель — барабанщик Вентор (Юрген Рейл), оставив Милле Петроцца единственным музыкантом из оригинального состава коллектива. Новым барабанщиком стал Джо Канделоси (Whiplash). Помимо проблем с составом, 1994 год ознаменовался разрывом контракта с многолетним лейблом группы Noise и переходом на G.U.N. Records.
Первым релизом на новом лейбле стал альбом «Cause for Conflict» (русск. «Причина для конфликта»), вышедший в августе 1995 года. Песни «Lost» и Isolation сопровождались видеоклипами. Kreator попытались вернуться к своему старому стилю, однако альбом вновь получился отчасти экспериментальным, теперь музыку коллектива можно было отнести к жанру техно-трэша, кроме того, Петроцца продолжал свои эксперименты с вокалом. На «Cause For Conflict» упор был сделан на технику игры музыкантов, в частности, нового барабанщика, который продемонстрировал очень высокий профессиональный уровень. Однако уже к концу года Джо Канделоси ушёл из группы, а на его место вернулся Вентор.
В марте 1996 года Kreator выпустили свой первый сборник «Scenarios of Violence» (русск. «Сценарии насилия»), который содержал записи группы 1987—1992 годов, а также две ранее не издававшиеся песни. В группе вновь произошли изменения в составе, коллектив покинул гитарист Фрэнк Годжик, на смену которому пришёл Томми Веттерли из группы Coroner, годом ранее прекратившей своё существование.
«Депрессивное» звучание. Outcast, Endorama (1997—2000)
Летом 1997 года выходит новый альбом, названый «Outcast» (русск. «Изгой»). Группа вновь стала экспериментировать, применяя клавишные и электронику. Музыка на пластинке, в сравнении с предыдущими работами, стала менее «тяжёлой», но при этом более «мрачной», в связи с чем некоторые фанаты определяли жанр альбома, как atmospheric thrash. На песню «Leave This World Behind» был снят клип.
В феврале 1998 года, сразу после завершившегося Outcast Tour, Kreator приступили к написанию нового альбома, впервые не прибегая к помощи стороннего продюсера. Место за режиссёрским пультом занял Милле Петроцца, который во время записи также брал уроки вокала у бывшей рок-певицы Гудрун Лаос. К маю основной материал был готов, после чего группа посетила один из крупнейших метал-фестов Dynamo Open Air, выступив перед более чем 30000-ой аудиторией, а также побывала в небольшом южно-американском туре. Вернувшись в студию в октябре, группа закончила запись нового альбома в середине января следующего года. Так долго команда раньше не записывалась никогда.
В начале 1999 года у группы вновь начались проблемы со звукозаписывающей компанией, в результате, выпустив в апреле на G.U.N Records сборник «Voices of Transgression – A 90's Retrospective», группа оставила лейбл и перешла на Drakkar records. Альбом под названием «Endorama» (русск. «Панорама конца») вышел в свет также в апреле 1999 года уже на новом лейбле. Команда удивила всех, практически полностью отойдя от трэша. Эксперименты, начатые на «Outcast», на «Endorama» достигли наивысшей точки развития, музыка стала очень мелодичной и ещё более лёгкой, с обильным применением клавишных, электроники и «чистого» вокала Милле Петроцца. Мнения поклонников удивляли своей диаметральной противоположностью: от «лучшего альбома группы» до «полного провала». Многие охарактеризовали жанр альбома, как готик-метал, и небезосновательно, лишним подтверждением этого было то, что заглавную песню на альбоме Милле Петроцца исполнял дуэтом с Тило Вольффом, фронтменом швейцарской готической группы Lacrimosa, приглашённым в качестве гостя.
На песни «Endorama» (с участием Тило Вольффа) и «Chosen Few» были сняты видеоклипы, а последняя даже вошла в саундтрек к одному немецкому фильму. Отправившись в тур, группа не избежала проблем, отыграв на концертах совсем немного, из состава выпал Томми Веттерли, получивший травму (растяжение сухожилия). Kreator прибегли к помощи финского гитариста Сами Юли-Сирниё, бывшего участника группы Waltari, пригласив его в качестве сессионного музыканта. 2000 год группа начала, продолжив гастроли, и в марте даже приехала в Москву во второй раз в своей истории. В мае команда выпустила сингл «Chosen Few» с последнего альбома, а завершила год, выпустив в декабре очередной сборник «Past Life Trauma (1985-1992)». Он содержал треки, записанные между 1985 и 1992 годом, включая четыре ранее не издававшиеся композиции.
Возвращение к корням. Новый виток славы. Violent Revolution (2001—2003)
В 2001 году в коллективе происходит изменение в состав
Рок-атрибутика Metal Shop © 2025