Вряд ли найдется на свете хоть один любитель экстремальной музыки, которому ни о чем не говорит имя Bathory. Эта группа фактически изобрела скандинавский блэк-метал, и оказала огромное влияние на такие разноплановые жанры, как Death, doom и Viking metal. Помимо чисто музыкальных изобретений, Bathory установили стандарты идеологии т.н. "тру-блэка" - эта группа почти не играла концертов, почти не снимала видеоклипов и нечасто давала интервью большим журналам, а настоящие имена музыкантов, принимавших участие в записи альбомов, не удалось раскопать даже самым дотошным журналистам.
Bathory появились на свет в 1983 году в Стокгольме усилиями гитариста и вокалиста, скрывавшегося под псевдонимом Quorthon Seth (Томас Форсберг). Настоящее имя этого персонажа долгое время было неизвестно, хотя в прессе муссировались самые невероятные слухи по этому поводу. Например, американец Майкл Мойнихан в своей книге "Lords Of Chaos" ("Князья хаоса") утверждает, что Куортона зовут Pugh Rogerfeldt. Эта версия вызвала бурное веселье у всего шведского андерграунда, поскольку Пух Рогерфельдт - это местный прог-роковый музыкант где-то 50 лет от роду.
Не менее забавная версия появилась пару лет назад в одном немецком журнале. По мнению его авторов, настоящее имя Куортона - Runka Snorkarka. Скажу по секрету, что runka в переводе со шведского означает "мастурбировать", а snorkraka - "придурок". Так что не стоит всегда верить написанному. Первоначально группа называлась Nosferatu, затем ее название сменилось на Natas, затем на Mephisto. После этого ребята придумали название Elizabeth Bathory, сменили его на Countess Bathory, которое затем сократили до Bathory. Кто такая Елизавета Батори? О, это удивительная в своем роде женщина.
Она жила в Венгрии XVI века и имела занятную привычку принимать ванны из крови деревенских девственниц в надежде сохранить вечную молодость. Подробнее о судьбе графини Батори можно узнать из текстов альбома "Cruelty And The Beast" (1998) английской группы Cradle Of Filth. Этот концептуальный диск целиком посвящен жизни и деяниям легендарной графини.
В оригинальный состав Bathory помимо Куортона вошли басист Hanoi и барабанщик Vans. О первом практически ничего не известно, а вот второй впоследствии сделал большую карьеру в качестве режиссера видеоклипов. Зовут его Jonas Akerlund, и на его счету такие работы, как Prodigy "Smack My Bitch Up", Madonna "Ray Of Light" и Metallica "Turn The Page".
Сам Куортон звался в то время Black Spade. Уже из псевдонима становится понятно, что его носитель находится под большим влиянием Black Metal, который только-только изобрела английская команда Venom, и Motorhead. До Bathory Куортон играл в безвестной ой-панк группе, но знакомство с Venom перевернуло его вкусы и мировоззрение. Было ему в ту пору 17 лет.
Первоначально никто из музыкантов не воспринимал группу всерьёз. Они репетировали по подвалам и играли всецело для собственного удовольствия. С этой же целью ребята записывали свое творчество на магнитофон, но эти демо-записи никогда не распространялись. Их даже не стали рассылать по фирмам грамзаписи, поскольку о контракте и записи альбомов никто даже и не задумывался.
Большинство записей тех лет сейчас хранится дома у Куортона и вряд ли когда-либо увидит свет. Некоторые, в том числе песни "Satan My Master", "Witchcraft" и "Die In Fire", вышли на ретроспективных сборниках Bathory много лет спустя. Названия прекрасно отражают суть творчества группы в те годы - в текстах царствовал агрессивный сатанизм в самой неприкрытой форме.
Интересно, что Куортон никогда не считал себя сатанистом. "Когда мы основали группу, нам было по 15-16 лет, мы только что закончили школу и у нас не было никакого опыта в тех областях, которые обычно описываются в металлических текстах", - писал он много лет спустя в буклете компакт-диска "Blood On Ice". "Мы не гоняли на "Харлее" со скоростью 120 км/ч и не ласкали девушек одной рукой, держа в другой бутылку виски (продажа спиртного в Скандинавии разрешена только лицам старше 21 года). Но черт возьми, нужно же о чем-то писать?!" Venom, кстати, писали об этом же и примерно из тех же соображений. И моду брать себе непроизносимые псевдонимы придумали тоже они. А еще они придумали ту музыку, которую играли Bathory в начале 80-х.
Впрочем, Куортон уже в ту пору пытался сделать свои песни оригинальными. На раннем этапе творчества Bathory это достигалось путем предельного ускорения темпа песен, добавления различного рода эффектов типа биения сердца и колокольного звона, а также хаотической структурой песен и внезапно возникающими соло. Именно такой материал записан на первых трех альбомах Bathory.
Итак, в начале 1984 года музыканты познакомились с человеком по кличке Boss, который работал в местной фирме грамзаписи Tyfon Grammofon. Куортон уговорил Босса поместить пару трэков Bathory на сборник "Scandinavian Metal Attack", который готовился к выходу на Tyfon. Специально для этого сборника в январе 1984 года записаны треки Sacrifice и "The Return Of The Darkness And Evil", которые сходу произвели неизгладимое впечатление на андерграунд. Bathory были единственной группой на сборнике, которая стала получать письма от фэнов после его опубликования. Кстати, на обложке "Scandinavian Metal Attack" Куортон зовется Ace Shoot. Лишь пару месяцев спустя он наткнулся на имя Quorthon Seth в списке демонов и решил позаимствовать его для себя.
Успех сборника, к сожалению, не сильно помог группе в плане раскрутки. Особенно плохо было с концертами. Учитывая андерграундный статус Bathory, Куортон и его товарищи могли рассчитывать только на выступления в небольших клубах. Но стоило только Куортону показаться в офисе владельца клуба и прокрутить ему пару песен своей группы, ему тут же указывали на дверь со словами: "ЭТО в моем клубе играть никогда не будет! Вот если бы вы, ребята, писали песни в духе Europe…"
Писать в духе Europe Куортон не хотел, поэтому играть живьем у Bathory получалсь лишь изредка и только в Стокгольме и его окрестностях. Сейчас об этих выступлениях ходял легенды - говорят, что Куортон позаимствовал для концертов фирменный трюк Джина Симмонса с плеванием огня, что он обещал зарезать на сцене ягненка и т.д., но что там происходило на самом деле, доподлинно так и не известно. Даже концертных бутлегов не сохранилось. А в 1985 году в связи с отсутствием стабильного состава Bathory и вовсе прекратили концертную деятельность.
Вскоре после выхода сборника музыкальные разногласия и отсутствие популярности развалили группу. Куортон остался один, но не пал духом. Он набрал сессионных музыкантов и за 36 часов записал и смикшировал дебютный альбом Bathory одного с группой названия. Диск продюссировал Босс, а запись происходила в гараже в пригороде Стокгольма, который музыканты гордо назвали Heavenshore Studios. Первоначально было записано 8 песен плюс аутро общей длительностью 24 минуты, но когда выяснилось, что для большого альбома этого недостаточно, ребята сочинили еще одну песню Hades и уже через 15 минут записали ее.
На вышеупомянутом 40-секундном аутро стоит остановиться особо. Оно появляется в разных вариантах на каждом из первых пяти дисков Bathory. По словам Куортона, оно имеет следующее значение: "Bathory уползает под скалу, но Bathory еще вернется". Диск Bathory произвел в андерграунде фурор. В 1984 году Куортон и компания были самой агрессивной и тяжелой группой планеты.
Во многом это объяснялось жутким качеством записи, но для экстремальной музыки это было в те годы нормой. Фирма Tyfon, впрочем, осталась этим недовольна и для записи диска "The Return" отправила Куортона в профессиональную студию. Куортон решил эту проблему по-своему - во время записи он и его группа напивались в стельку каждый день, а бас-гитарист и вовсе стал принимать наркотики, в результате чего его выкинули из студии прямо посередине звукозаписывающей сессии. Куортон дописал басовые партии сам, а ряд источников утверждает, что он же записал и барабаны. Под влиянием всех этих факторов диск получился еще более агрессивным и хаотическим, чем дебют. Однажды его назвали "самым злым диском на земле".
"The Return" неплохо разошелся в андерграунде, и Куортон задумал поехать в европейское турне. Он предложил сотрудничество барабанщику датской группы Artillery по имени Carsten Nielsen, однако тот отказался. Тогда в группу был приглашен Chris Witchhunter из Sodom, который приехал в Стокгольм и даже репетировал с Куортоном в течение двух недель. Однако турне не состоялось, и Крис вернулся домой в Германию. По слухам, он также играл на следующем диске Bathory "Under The Sign Of The Black Mark" (1987), однако подтверждение этому найти сейчас невозможно. Сам Куортон говорит, что на диске звучат как живые ударные, так и драм-машина, и что он сам не помнит, кто прописывал живые барабаны. Бас Куортон записал самостоятельно.
"Under The Sign…" получился еще успешнее, чем предыдущие работы группы и в коммерческом, и в творческом плане. Именно он считается первым скандинавским блэк-альбомом. Он снова записывался в Heavenshore Studios, однако на этот раз звук и продюссирование были на порядок лучше (лучше - не значит хорошо, бытует мнение, что специфика скандинавского блэка в первую очередь определяется отсутствием в Скандинавии возможностей для качественной звукозаписи).
Известность Bathory достигла берегов Америки, где "Under The Sign…" издала независимая компания New Renaissance Records. В Скандинавии, тем временем, последователи Bathory стали появляться как грибы после дождя.
В соседней Норвегии записывала демо-ленты группа Mayhem, а в Швеции существовал аналогичный состав Morbid. Вокалист этой группы по прозвищу Dead впоследствии сыграл немалую роль в истории блэка. Кстати, он был лично знаком с Куортоном.
Для записи альбома "Blood Fire Death" (1988) Куортон впервые за много лет набрал постоянный состав - Vvornth (барабаны) и Kothaar (бас). Последний, правда, продержался в группе менее шести месяцев, но успел записаться на альбоме и сняться в нескольких фотографиях, где музыканты запечатлены в одежде викингов и с мечами в руках.
Куортон потерял интерес к сатанизму и его тексты теперь повествовали о жизни и обычаях викингов. Изменилась и сама музыка - басовые партии отошли на задний план, их место заняли гитары и интенсивные ударные в духе Napalm Death. Половина песен в два раза медленнее, чем обычно, и гораздо длиннее. Особенно поражал воображение 8-минутный эпик "A Fine Day To Die", предвестник нового курса Bathory.
Для диска было записано порядка 20-25 песен, однако в его окончательный вариант вошли лишь восемь. Куортон понимал, что его новый курс оттолкнет значительную часть старых поклонников, и мучился с выбором правильного пути. В 1988 году он начинает запись нового альбома "Blood On Ice" - концептуальной истории из жизни викингов, которая должна была включать в себя большинство нереализованных вещей времен "Blood Fire Death".
Потратив на сочинение и запись музыки немало времени, Куортон бросает работу на полпути. Он снова принимается за дело в начале 1989 года и снова не доводит работу до конца. Вместо этого, в 1989 году записываются 7-8 песен в стиле brutal Death/thrash, но и этот диск, который известен среди фэнов как "Requiem", не выходит в свет.
В 1990 году Куортон и Босс возвращаются в Heavenshore Studio для создания очередного альбома. Диск, получивший название "Hammerheart", записывается в просто нереальных условиях - в гараже в полном разгаре ремонт, нет ни одной лампочки, на полу слой щебня, а о звукоизоляции лучше даже не вспоминать. Гитары записывались на кухне, а вокал - в ванной, причем Куортон сам сыграл на всех инструментах, включая гитары, бас-гитару, бэк-вокал и драм-машину, лишь эпизодически используя помощь Вворнта на барабанах.
Ценой таких вот титанических усилий были записаны 13 песен, 7 из которых вошли на диск "Hammerheart". На этот раз это был стопроцентный дум-викинг-метал с длинными (по 6-10 минут) песнями, мощными ударными, массой хоровых распевок и звуковых эффектов и текстами про единение человека и природы, обычаи и образ жизни викингов и вытеснение язычества христианством. Невероятно помпезное звучание дало критикам повод сравнив
Рок-атрибутика Metal Shop © 2025